Факторинг является финансовым методом. Факторинг нужен для того, чтобы продавец мог получить деньги с покупателя сразу в случае, когда продавец и покупатель договорились между собой об отсрочке платежа.
Рассмотрим такой пример. Допустим оптовая компания поставляет товар в розничные сети супермаркетов и гипермаркетов. А розничные торговые сети супермаркетов и гипермаркетов это очень избалованные структуры. Они любят отсрочки платежа от 20 до 60 дней и даже больше. Но оптовая компания работает обычно с очень маленькой маржой и поэтому не может так долго ждать прихода денег за поставленный товар. Хочется получить деньги побыстрее, чтобы пустить их опять в оборот.
А бывают и просто ситуации, когда какая-то фирма поставляет другой фирме товар по факту, а потом долго ждет прихода денег от "забывчивого" покупателя. Если этот покупатель очень крупный, то он понимает, что из-за пары дней просрочки платежа у него не будут требовать пеню, предусмотренную договором поставки. Продавец может просто не захотеть из-за таких мелочей напрягать свои отношения с очень выгодным покупателем из-за боязни потерять его.
В этих случаях продавец может заключить договор с факторинговой компанией по которому продавец передает факторинговой компании право брать деньги с компании-покупателя. Выглядит эта работа примерно так.
Продавец отдает товар покупателю и показывает факторинговой компании подписанные покупателем накладные на получение товара, которые подтверждают факт отгрузки товара покупателю. В ответ на это факторинговая компания тут же перечисляет деньги на расчетный счет продавца, скажем, 85% от стоимости отгруженных товаров. После этого компания-покупатель, когда наступает срок платежа, перечисляет все деньги за товар уже не продавцу, а факторинговой компании. После этого, по идее, факторинговая компания должна перечислить продавцу оставшиеся 15%, но на самом деле перечисляет меньше, скажем, только 11%.
Оставшиеся 4% достаются факторинговой компании. Что же входит в эти 4%?
Во-первых, это проценты за пользование кредитом. Ведь когда факторинговая компания дает продавцу 85% от стоимости отгруженных товаров, то она фактически дает продавцу кредит. А за кредит нужно платить проценты. Таким образом, факторинговая компания фактически является финансовой компанией. Поэтому услуги факторинга часто предоставляют или банки или дочерние компании банков.
Во-вторых, в эти 4% входит и награда факторинговой компании за то, что она выбила деньги из покупателя. Поставщика уже не волнует, как факторинговая компания будет выбивать деньги из покупателя. Раньше продавец вынужден был напоминать покупателю, что скоро время оплаты, а если покупатель не платил в срок, то приходилось контактировать с покупателем и задавать ему один и тот же вопрос про то, когда же, наконец, будет оплата. Если Вы попадали в такую ситуацию, то должны понимать, сколько сил и времени при этом уходит впустую только из-за того, что у покупателя какие-то финансовые проблемы, в которых Вы совсем невиновны, но почему-то должны расплачиваться за них. Поэтому это очень даже справедливо, что теперь за эту работу факторинговая компания получает какое-то вознаграждение. У поставщика теперь просто меньше проблем и за это решение проблем продавца надо что-то платить факторинговой компании.
Кстати, если за просрочку платежа покупатель должен платить продавцу пеню, то теперь всю эту пеню забирает себе факторинговая компания.
Для того, чтобы продавец заключил договор с факторинговой компанией, требуется, чтобы покупатель дал свое согласие оплачивать товар на расчетный счет факторинговой компании, а не продавца. Обычно покупателю без разницы куда загонять деньги за товар, на расчетный счет покупателя или на расчетный счет факторинговой компании.
Конкретные цифры (85%, 4% и т.д.) оговариваются в договоре иежду компанией-продавцом и факторинговой компанией. Разумеется, что эти цифры могут зависеть и от оборота продавца с покупателями, подпадающими под действие этого договора и от отсрочки платежа покупателей.