Финансовый Анализ и
Финансовый Менеджмент

Основная задача финансового анализа

Роль цены в финансовом анализе

Самая главная характеристика любого финансового актива, это его цена. Цена, это основное понятие финансового анализа.

Финансовые активы бывают разных типов. И поэтому их цены выражаются по разному. Например, это могут быть биржевые цены на акции, облигации, фьючерсы и т.п. выраженные в базовой валюте данной фондовой биржи. А если мы говорим про валюты, то их цены выражаются в виде разных обменных курсов. Цена кредита выражается в процентной ставке по кредиту. Аналогично и цена банковского депозита выражается в его процентной ставке.

Конъюнктурой финансового рынка называется множество значений цен всех финансовых активов в каждый момент времени.

Финансовый анализ как раз и занимается изучением этой конъюнктуры финансового рынка. Основная задача финансового анализа состоит в прогнозировании изменения финансовой конъюнктуры.

Это связано с тем, что цены, обычно, не бывают, равновесными. Равновесная цена, это такая цена, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга. Например, если вчера спрос на акции некоторой компании выражается в объёме 1 миллион рублей, и предложений этих акций тоже вчера было на 1 миллион рублей, то спрос и предложение уравновесили друг друга. Поэтому на сегодня утром цена акций этой компании не изменилась и осталась такой же, как и вчера. Если и сегодня спрос и предложение тоже будут одинаковыми, например, на 3 миллиона рублей, то цена по прежнему останется равновесной и не изменится.

Изменение цены происходит тогда, когда объемы спроса и предложения, выраженные в деньгах, оказываются не равными друг другу. Если объём спроса будет больше, чем объём предложения, то цена финансового актива увеличится. И, наоборот, если объём спроса будет меньше, чем объём предложения, то цена понизится.

Такое изменение цен приводит к тому, что цена финансового актива стремится стать равновесной ценой. То есть цена стремится к такому значению, где спрос и предложение будут уравновешивать друг друга.

Основная цель проведения финансового анализа

Реально, участникам финансового рынка неизвестны равновесные цены финансовых активов. Поэтому участники финансового рынка проводят финансовый анализ с целью определить равновесные цены. Знание равновесных цен даёт понимание того, как будет меняться конъюнктура финансового рынка.

Первоочередная задача финансового анализа состоит в том, чтобы выявить неверно оцененные рынком активы. Это такие активы, для которых их цена не совпадает с предполагаемой настоящей в данный момент стоимостью, которая уравновесит спрос и предложение. Особенно хорошо, когда финансовый анализ помогает найти очень сильно переоцененный или недооцененные активы с очень неравновесной ценой.

Участники финансового рынка рассчитывают на то, что рынок будет корректировать значение цены к её равновесному значению. То есть растущий спрос на недооцененные активы приведет к росту цены на эти финансовые активы. А увеличение предложения переоцененных активов приведет к снижению их цен.

Поэтому участники финансового рынка стремятся купить недооцененные активы, чтобы потом продать их по более высокой цене. А также они стремятся с помощью продажи избавиться от переоцененных активов до того, как цена на них упадёт.

Такое их поведение способствует тому, что цена финансовых активов начинает своё движение к своей равновесной истинной цене. Конечно, не факт, что цена в точности придёт в своё равновесное значение. Цена может не дойти до своего равновесного значения или проскочить мимо его. Это связано с тем, что у участников финансового рынка нет единого представления о том, каково истинное значение равновесной цены. Финансовый анализ не позволяет однозначного вычислить равновесную цену актива.

Надувание рыночного пузыря

Такая идеальная картина поведения цены будет только в том случае, если с помощью финансового анализа все участники финансового рынка правильно определили, какие цены каких активов являются равновесными. То есть, если они правильно определили, какие активы являются переоцененными или недооцененными.

Методы финансового анализа не всегда бывают столь однозначными, чтобы все участники финансового рынка сделали одинаковые выводы. Практически все финансовые рынки в той или иной степени имеют некоторый фактор неопределенности. Это приводит к тому, что выводы финансовых аналитиков могут не совпадать друг с другом и даже быть противоположными.

Когда большинство участников финансового рынка неправильно оценивает истинную равновесную цену какого-то актива и в результате переоцененный актив начинают считать недооцененным, или, наоборот, то цена такого актива может временно двигаться в другую сторону от своей равновесной цены. Это явление получило название "надувание рыночного пузыря". Рани или поздно, рыночный пузырь всегда сдувается. Иногда он сдувается не постепенно, а очень резко лопается с очень быстрым обвалом цен.

В процессе сдувания такого пузыря цена первоначально всегда движется по направлению к своей равновесной цене. Но опять, не факт, что цена достигнет своё равновесное значение. Как и не факт, что цена не проскочит мимо своего равновесного значения.

Одна из задач финансового анализа состоит в том, чтобы вовремя выявить появление таких пузырей и прогнозировать начало их сдувания.

Фактическая и ожидаемая доходности

Все эти относительные неопределенности выводов финансового анализа приводят к тому, что фактическая доходность, как правило, отличается от ожидаемой доходности, на которую рассчитывали участники финансового рынка. Она может отличаться как в большую, так и в меньшую стороны.

Поэтому при торговле нужно учитывать и риск того, что фактическая доходность не совпадёт с ожидаемой доходностью. И даже нужно учитывать риск того, что дохода может совсем не оказаться.

В задачу финансового анализа входит также и оценка таких рисков.

Хеджирование риска

Для страхования рисков участники финансового рынка применяют хеджирование. В задачу финансового анализа также входит поиск наиболее оптимальных и эффективных способов хеджирования рисков.

Общая цель финансового анализа

Итак, больше прибыли получает тот, кто с помощью финансового анализа быстрее других участников рынка находит недооцененные и переоцененные активы, точнее оценивает ожидаемую доходность и риск финансовых операций, а также применяет наиболее эффективные стратегии инвестирования и хеджирования.

Основные виды финансового анализа

Существует три вида финансового анализа: