Финансовый менеджмент на практике применяется для того, чтобы знать
- как помочь бизнесу, который плохо работает
- как спасти бизнес от банкротства
- какими методами и средствами надо лечить бизнес, чтобы поднять его на ноги
Становление финансового менеджмента началось после Первой Мировой войны в работах знаменитого финансового теоретика нобелевского лауреата Г.Марковица. Именно он в своих работах объяснил, как с помощью математики можно выбрать лучший вариант вложения денег. Так была заложена основа Теории Портфеля. Но теория Марковица была чисто теоретической и очень далекой от практики. Применить его методы на практике в реальной ситуации было почти невозможным.
Поэтому в дальнейшем доработка теории Марковица шла в направлении приближения ее к практическому использованию для конкретных ситуаций, которые часто встречаются в работе предприятий.
В первую очередь была разработана методика, которая позволяла сопоставлять и увязывать друг с другом риск потерять деньги с возможным доходом от их вложений. Это было связано в первую очереь с тем, что любое вложение денег всегда связано с некоторым риском их потерять.
Кроме того, стало ясно, что если Вы хотите вложить куда-то свои деньги и получить при этом какую-то прибыль, то это значит, что за это Вы должны заплатить какую-то цену. Это связано с тем, что если Вы хотите вложить куда-то деньги, то это значит, что Вы забираете эти деньги из какого-то другого своего бизнеса, а значит и теряете прибыль (всю или часть) в этом бизнесе. Вот эта потеря прибыли и будет плата за ту другую прибыль, которую Вы получите в другом бизнесе. Понятно, что в этом другом бизнесе прибыль должна быть больше, чем в том, из которого Вы изъяли деньги. Иначе получится, что Вы за меньшую прибыль потеряли большую. Если у Вас нет никакого бизнеса и Вы никуда не вкладываете деньги, но собираетесь их куда-то вложить, то платой за это будут те вещи и развлечения, которые Вы могли бы получить, если бы не вкладывали Ваши деньги.
Поэтому, когда решается вопрос о вложении денег в новый вид деятельности, то всегда надо смотреть, где у Вас есть избыток денежных средств, которые Вы можете изъять и в какую сферу Вы можете эти средства вложить (временно одолжить), чтобы получить больше прибыли, чем Вы имеете с этих же средств в своей прежней деятельности. И при этом надо учитывать риск, что в случае, если новый вид бизнеса не пойдет (например, прогорит предприятие, у которого Вы купили акции), то придется Вам самим восстанавливать потерянные деньги при помощи старого бизнеса.
Вот эти перечисленные проблемы и представляют собой ядро теории управления финансами или по другому финансового менеджмента. Эта наука окончательно оформилась в 60-е годы XX века в странах Запада.
По сути финансовый менеджмент помогает найти ответ на два самых главных очень взаимосвязанных вопроса:
- Где взять деньги?
- Куда вложить деньги?
Финансовый менеджер это такой человек, который в первую очередь находит деньги для предприятия и решает куда их вложить. Но этими двумя вопросами финансовый менеджмент не ограничивается.
Если какая-то часть предприятия по причине плохого финансирования плохо работает, то это приводит к тому, что плохо начинает работать все предприятие. Значит требуется выявить плохо работающий участок предприятия по причине плохого финансирования и увеличить его финансирование для того, чтобы улучшить его работу. Это приведет к улучшению работы всего предприятия.
Таким образом, финансовый менеджмент обучает, как правильно управлять финансами предприятия, чтобы достигнуть поставленных перед предприятием целей. Собственно говоря, это можно считать определением финансового менеджмента.
В зарубежных учебниках дается другое определение того, что является финансовым менеджментом. Там обычно говориться, что целью управления финансами является максимизация курса акций, увеличение чистой прибыли на одну акцию, рост дивидендов и рост стоимости активов в расчете на одну акцию. Но для малых и средних предприятий России такое определение выглядит очень большой экзотикой и ничего не дает для практического применения в российских условиях. Поэтому для российских условий лучше будет под финансовым менеджментом понимать любое управление финансами предприятия, которое приведет к поставленной перед предприятием цели.
Теперь посмотрим, чем конкретно занимается финансовый менеджер на каком-нибудь предприятии. Как известно, владельцы предприятия создают бизнес для достижения каких-то целей. В простейшем случае целью является постоянное получение прибыли от определенной деятельности. Но среди целей могут быть и тактические цели, типа занять определенную долю рынка и т.п. Любой бизнес создается для достижения какой-то цели. Причем сначала ставится цель, а уже потом организуется бизнес.
И вот после того, как цель поставлена, фирма организована, перед финансовым менеджером встают ТРИ САМЫХ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА:
- Какова должна быть величина активов предприятия и каков должен быть их состав, чтобы предприятие достигло поставленной цели?
- Откуда взять деньги для формирования этих активов?
- Как управлять сформированными активами, чтобы достичь поставленной цели?
Вот эти три вопроса и решает на каждом предприятии финансовый менеджер. Можно сказать и по другому. Кто на предприятии занимается решением данных трех вопросов, тот и фактически является там финансовым менеджером.
Спрашивается, а как финансовый менеджер решает эти три главных вопроса? Он их решает при помощи финансовых инструментов и финансовых методов (процедур). Отличие финансовых методов от финансовых процедур в том, что финансовый инструмент можно потрогать руками, то есть финансовый инструмент это какая-то вещь. А финансовые методы это какие-то действия с этими финансовыми инструментами.
Основными финансовыми инструментами являются деньги в кассе и деньги на расчетном счету, акции, облигации, валюта, векселя, форвардные контракты, фьючерсы, опционы и т.п.
Основными финансовыми методами являются страхование, хеджирование, овердрафт, факторинг, лизинг, прогнозирование, трастовые операции, селенг, трастинг, франчайзинг и т.п.